ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Ключевой стих: «Не произноси имени Господа, Бога твоего,
напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит
имя Его напрасно». (Исх.20,7)
Каждый раз, когда мы произносим молитву «Отче наш», мы говорим
Богу: «да святится имя Твое». Этим самым мы соглашаемся с
тем, что Господь и Его имя особенно дорого для нас. Библия
утверждает, что оно «будет написано на челах верующих» в Небесном
Иерусалиме. (Откр.22,4) Примером того, как имя Божье возвеличивалось,
является служение ангелов: «Вокруг Него стояли Серафимы; у
каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое,
и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг
ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся
земля полна славы Его!» (Ис.6,2-3)
Но тем не менее среди людей часто проявляется пренебрежительное,
фамильярное отношение к Господу и Его имени. Да Он Отец, но
когда по делу и без дела мы используем Его имя, то этим самым
проявляем к Нему неуважение. (Пример: Уважаемый Иван Иванович,
или Ванька) Атеисты всегда писали слово «Бог» с маленькой
буквы, тем самым, говоря о своем пренебрежении к Господу,
не считая Его даже личностью.
Но и верующие могут быть виновны в нарушении этой заповеди,
если
1) будут произносить слово Бог или Господь бес цельно,
впустую, как ничего незначащее выражение.
Это происходит когда мы выражаем удивление, страх, растерянность
и порой необдуманно говорим: «Боже мой, Да Бог с тобою, с
Богом» (пример – тыкв.каша, учитель истории)
2) клянутся или ручаются именем Бога, приводят Его
в свидетели.
«Немного спустя подошли стоявшие там и сказали
Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда
он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека.
И вдруг запел петух». (Мтф.73-74)
В Нагорной проповеди Иисус говорит, чтобы не клялись Богом,
небесами, так как это нам не принадлежит, мы не имеем право
контролировать Бога, говорить что-то за Него. (Мтф.5,34-36)
Не ужели наших слов недостаточно, что нам нужно какое-то внешнее
подтверждение? Иисус призывает нас говорить правду: «Да» или
«Нет». Истине, тому что неизменно и верно не нужно подтверждений.
А вот если часто обманываем или лукавим, и при этом ссылаемся
на Бога, ручаемся Его именем, то тем самым делаем Его участником
в своих неправедных поступках.
3) если человек живет во грехе, и при этом ссылается
на Бога, говорит от Его имени.
«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!",
войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего
Небесного». (Матф.7:21)
Многие люди молятся молитвой Отче наш, многие обращаются
к Богу – «Господи», тем самым утверждая то, что Бог руководит
их жизнью. Но задают ли они при этом себе вопрос, а так ли
это на самом деле. Если мы сознательно грешим и тут же призываем
имя Бога, то совершаем кощунство. Ведь Бог ничего общего не
имеет с грехом. Так было в случае с фарисеями, которых обличал
Христос. Они называли своим Отцом Бога, но Иисус сказал, что
их отец дьявол так они исполняют его похоти (Ин.8,41-44) Называть
Бога Отцом – это не только привилегия, но и ответственность.
Призывая Его имя, мы должны в жизни соответствовать Его образу.
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Ключевой стих: «Помни день субботний, чтобы святить его;
шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день
седьмой -- суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20,8)
1) День покоя, это день памяти величия Божьего.
Суббота (шаббат) в переводе с еврейского означает покой.
Впервые в Библии он упоминается в процессе творения Вселенной.
Создав окружающий мир, Бог в последний день, в субботу, находился
в покое. Позднее уже во времена Моисея, Он призвал находиться
в покое в этот день весь израильский народ.
- Суббота должна была быть знамением Его славы, Его присутствия
(Исх. 31,13)
- Еще одно значение установления заповеди о субботе - в
память об избавлении от египетского рабства.
«И сказал Моисей народу: помните сей день, в
который вышли вы из Египта, из дома рабства»
(Исх.13,3)
Субботними по закону считались не только дни, окончания недели,
но целые месяцы и годы. Так в Лев.25,4 Господь объявляет субботний
год для земли (т.е. год покоя) Правильным соблюдением этой
заповеди было воздержание «от повседневных дел, какие можно
выполнить в другой день». Но в дополнение к этому для евреев
были и другие требования по соблюдению дня покоя: не носить
нош (Иер.17,21), не разжигать огня (Исх. 35,3), не заниматься
торговлей (Неем.13,15)
После воскресения Иисуса день покоя стал смещаться с последнего
на первый день недели, на день воскресения. Христиане стали
отмечать этот день в память о Спасителе.
- Иисус имел общение с учениками в воскресенье (Иоан. 20,19-24)
- собрание с причастием в Троаде (Деян. 29,7-12)
- ап.Иоанн был в духе и получал Откровения от Христа в день
воскресный (От.1,10)
Окончательно соблюдение воскресного дня, как дня покоя установилось
на Лаодикийском соборе в 4 веке, после чего воскресенье стало
не первым, а последним днем недели, днем Господним.
2) День покоя нужен для нашего отдыха и наших более
близких отношений с Богом.
Бог давая повеление о том, чтобы мы святили день субботний,
сделать это прежде всего для нашего блага. Иногда мы настолько
окунаемся в работу, какие-то суетные дела, иногда нам кажется,
что если мы сорняки на даче не выполем, жуков не соберем,
то конец света наступит. Да не наступит. Но если ты пренебрежешь
чтением Библии, собранием, то вполне реально можешь духовно
ослабеть.
Христианам очень важно среди суетного мира сделать паузу,
остановиться и войти в присутствие Божье, чтобы сверить свои
планы с Его планами. «Ибо, кто вошел в покой Его,
тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих».
(Евр.4:10) (пример – Лена, займусь делами на два месяца)
3) Бог рассчитывает, что любой день, в том числе
и день покоя мы используем ради славы Божьей, ради каких-то
добрых дел.
Можно лечь на диване и уткнуться в ТВ, при этом считая, что
ты в покое. Не трогайте меня, не подходите ко мне. Но ведь
именно так считали фарисеи. Для них ничего не делать - было
вполне допустимым, а то что Иисус в субботний день исцелял,
изгонял бесов, прощал грехи для них было высшей степенью греховности.
«Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит
человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она
здорова, как другая» (Мтф.12,13).
Поэтому если ты посвящаешь субботний день богослужению, молитве
– ты святишь этот день. Если после служения ты идешь куда-то
на посещение нуждающихся, больных, ослабевших в вере – ты
святишь этот день. Но избегай крайности. Не ты стираешь, дачу
перекапываешь или занят чем-то полезным для тебя лично – это
будет нарушением заповеди.
4) «И сказал им: суббота для человека, а не человек
для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы».
(Мар.2,27)
Бог не хочет, чтобы какие-либо заповеди из закона были использованы
в качестве дубинки, возможности осуждения других. Сам по себе
субботний день, как и другие установления закона не должны
быть предметом культа, так как это было у фарисеев. (субботний
лифт) Бог призывает нас с благоговением относиться к этой
заповеди, но в тоже самое время допускает исключения. Итак,
никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь
праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего,
а тело - во Христе. (Кол. 2,16-17) Возможно, что и в день
покоя у нас может появиться крайне необходимое дело, которое
не требует отлагательств. Но в то же время это не должно становиться
правилом. Иногда верующие оправдывают свое пренебрежение этой
заповедью. Кто-то ссылается на то, что Иисус разрешил и в
субботу делать добрые дела, а сам между тем месяцами пропадает
на даче, забывая о Боге, о служении и о заповеди.
Вопросы:
- В каких случаях люди могут «напрасно употреблять имя Божье»
- Почему для Господа так важно благоговейное отношение
к Нему и Его имени.
- Для чего Бог установил 4 заповедь.
- Как по-вашему мнению нужно святить день покоя.
- Какие добрые дела можно делать в день покоя. Получается
ли это у вас.
|